ВАЗ 2106
















ВАЗ 2106 бандитская жига


Освоив серийное производство первых трех моделей «Жигулей» ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и BA3-2103 Волжский автомобильный завод одержал крупную стратегическую победу в скрытых от глаз широкой общественности локальных «войнах» с итальянскими партнерами из Турина. Первая «битва» развернулась еще в период согласования технических деталей между советской и итальянской сторонами.

В состав нашей делегации входил главный конструктор МЗМА А.Ф. Андронов. Именно он предлагал разработать для «советского «Фиата» новый двигатель с верхним распределительным валом. Против были не только итальянцы, но и министр автомобильной промышленности СССР А. М.Тарасов и его заместитель Н. И. Строкин. Однако Андронову удалось настоять на своем, и через некоторое время ВАЗ получил документацию и образцы новых верхневальных моторов сначала объемом 1,2, а затем и 1,5 л.



Темой второй «битвы» с итальянцами стал выбор прототипа для «автомобиля № 2»
(впоследствии BA3-2103). Изначально представители FIAT предлагали взять за основу FIAT-125. Но «125-й» вовсе не являлся люксовой модификацией «124-го»! Несмотря на внешнее стилистическое сходство, он был самостоятельной моделью, представителем очередного поколения семейства FIAT-1500. И какими бы достоинствами эта машина ни обладала, унификация с «автомобилем №1» (ВАЗ-2101) была невозможна.

В конце концов, стороны пришли к компромиссу. В то время компания FIAT создавала люксовую модификацию 124-й модели FIAT-124 Special, и разработку «автомобиля №2» решили вести совместно, параллельно с работой над FIAT-124S.

В декабре 1973 года руководство ВАЗа убедилось, что располагает реальными возможностями для серьезной модернизации освоенных моделей. Георгий Мирзоев, с февраля 1976 года занимавший должность Главного конструктора завода, в своих воспоминаниях подчеркивает, что созданные мощности имели резерв
и позволяли вносить некоторые изменения в конструкцию деталей. Увеличив диаметр цилиндров с 76 до 79 мм, удалось на базе двигателей 1,2 и 1,5 л получить два новых агрегата (1,3 и 1,6 л соответственно), на базе которых и были созданы новые автомобили ВАЗ-21011 и BA3-21031.

В 1974 году задания по модернизации BA3-2103 были параллельно поставлены перед «мотористами» и дизайнерами.
Но если задача первых была очевидной довести до ума идею с расточкой цилиндров полуторалитрового двигателя BA3-2103, то специалистам Центра стиля ВАЗа пришлось поломать голову. Изначально речь шла не о разработке новой модели «Жигулей», а именно о модернизации «тройки», поэтому во всех заводских документах создаваемый автомобиль значился под индексом «21031» по аналогии с модернизированной «копейкой» ВАЗ-21011. Требовалось всего лишь провести не затрагивающий основные элементы конструкции рестайлинг, который позволил бы слегка осовременить экстерьер, а заодно решить ряд технических проблем. В частности, необходимо было уменьшить количество используемого на BA3-2103 дорогостоящего хрома и переделать задние фонари, чтобы они соответствовали ужесточившимся европейским нормам безопасности. Тольяттинские дизайнеры должны были мысленно поблагодарить руководство автопрома и конструкторов, отказавшихся от FIAT-125 в качестве прототипа для «тройки»,поскольку модернизировать его «малой кровью» было бы проблематично, зато он оставался прекрасным образцом для подражания. Этот элемент необходимо было упростить и удешевить. Задняя оконечность боковых молдингов была увенчана катафотами, идентичными по форме повторителям поворотов. Отдельного упоминания заслуживает работа над задком BA3-21031 в целом и новыми задними фонарями в частности. За этот «участок» отвечал дизайнер Владимир Степанов. Поиск оптимальной формы фонарей на ограниченном пространстве задней панели багажника в конечном счете привел к весьма прогрессивному по меркам тех лет решению: впервые в истории отечественного автопрома в одном пластиковом корпусе были объединены лампы. Как старая впускная система не справлялась с возросшей нагрузкой, из-за чего мощность с 75 л. с. возросла лишь до 78. Правда, существенно с10,8кгс.м при 3400 об/мин до 12,4 кгс.м при 3000 об/мин увеличился крутящий момент. Более резвые динамические характеристики двигателя сразу же потребовали изменения некоторых элементов трансмиссии, нагрузка на которые возросла.

Был увеличен диаметр ведомого диска сцепления, изменены передаточные числа всех, кроме четвертой, передач. Тормозная система принципиальных изменений не претерпела: лишь слегка увеличили тормозные цилиндры.
6 январе 1977 года начались экспортные поставки ВАЗ-2106 в Европу, Азию, Австралию и на Кубу художник-конструктор Владимир Антипин подсмотрел характерные пластиковые «очки», обрамляющие сдвоенные круглые фары. Результатом знакомства Антипина с фотографиями последних моделей иномарок из зарубежных журналов стало появление черных пластмассовых боковых накладок и клыков бамперов, а цельнолитые металлические накладки вытяжной вентиляции на задних стойках сменились черными пластмассовыми. В соответствие с общей концепцией были приведены цвет и форма заводской эмблемы на облицовке радиатора. А вот изменение формы повторителей указателей поворотов на передних крыльях и их сопряжения с молдингом было вызвано не эстетическими соображениями, а требованиями поворотов, габаритных огней, стоп-сигналов и сигнализаторов заднего хода.

В эту же композицию органично вписались катафоты, а самой необычной находкой стало конструктивное совмещение задней оптики с фонарями освещения номерного знака. Подобное ноу-хау не встречалось ни на одной иностранной модели.

Не представлявшая серьезной технической сложности расточка цилиндров полуторалитрового блока двигателя BA3-2103 с 76 до 79 мм, тем не менее, выявила ряд проблем. Увеличение рабочего объема на 100 см3 не принесло ожидаемого прироста мощности в 5 л. с. Новый мотор на высоких оборотах «задыхался», так К 1975 году модернизированная «тройка» BA3-21031 была готова к испытаниям.


Чудесное превращение

В первой половине 70-х Волжский автозавод неосторожно взял на себя обязательство каждый год осваивать производство новой модели. Некоторое время заявленный темп удавалось выдерживать: 1970 год ВАЗ-2101,1971-й ВАЗ-2102, 1972-1973 годы BA3-2103,1974-й ВАЗ-21011. А дальше... Руководство завода понимало, что поставить на конвейер «Ниву» раньше 1977 года не удастся, а трехлетняя пауза в освоении новых моделей в свете взятых соцобязательств могла в те годы дорого обойтись заводу. Ситуацию осложнял грядущий XXV съезд КПСС (он должен был состояться в феврале-марте 1976 года). Крупные промышленные предприятия традиционно «приветствовали» съезды партии выпуском чего-то нового, передового. И тогда на ВАЗе пошли на маленькую хитрость: у готовящегося в производство автомобиля была переписана «метрика», в результате чего модернизированная версия «тройки» BA3-21031 превратилась в самостоятельную новую модель ВАЗ-2106. По существу это ничего не меняло, зато можно было с чистой совестью рапортовать съезду об очередном достижении.

21 февраля 1976 года на третьей технологической нитке главного конвейера началась серийная сборка автомобиля ВАЗ-2106. А уже в январе 1977-го стало ясным истинное «стратегическое назначение» «шестерки» приносить стране валюту: начались экспортные поставки в Финляндию, Францию, Бельгию, Австралию, Голландию, Грецию, Норвегию, Данию, Ирак, Болгарию и на Кубу.

В советское время значительные изменения в конструкцию ВАЗ-2106 не вносились. С1980 года все модели ВАЗ начали оснащаться карбюраторами «Озон», исчезли многие хромированные элементы, в том числе окантовка колесных арок. В 1986 году задние тормоза были заменены на «пятерочные», годом спустя с этой же моделью была унифицирована КПП. Красные лампы, встроенные в торцы дверей, уступили место катафотам, а те, в свою очередь, навсегда исчезли с задних крыльев. Со временем «почернели» молдинг на пороге, окантовка сточного желоба, дворники и наружные зеркала заднего вида.

До того как со второй половины 90-х производство ВАЗ-2106 начало «расползаться»
по разным заводам как российским, так и ближнего зарубежья, блистательная некогда «шестерка» успела пережить период упадка и потребительской опалы. Деградация началась уже в 1979 году с поставок ВАЗ-2106 с мотором «тройки». Практически одновременно с этой версией была освоена и вовсе нелепая модификация BA3-21063: «шестерочный» кузов и салон, двигатель ВАЗ-21011. Спрос на такие машины был невысоким: их покупали лишь в условиях дефицита, но культовым такой автомобиль уже не считался.

Апофеозом упрощений и удешевлений, связанных с экономическими трудностями начала 90-х годов, стала попытка отказаться от боковых хромированных молдингов (позже молдинги пришлось вернуть). Сборка ВАЗ-2106 и его модификаций на главном конвейере Волжского автозавода продолжалась до 28 декабря 2001 года, когда «шестерка» была полностью вытеснена из производственной линейки ВАЗа автомобилями «десятого» семейства.

Криминальное чтиво

Так уж повелось, что самые популярные автомобили получали в народе прозвища. Как правило, они были безобидными, порой даже ласковыми. Это могли быть производные от официального заводского индекса («эмка», «копейка») или прозвища, подчеркивавшие характерные детали облика автомобиля («горбатый», «ушастый»), ВАЗ-2106 повезло меньше. Сначала эту машину, не мудрствуя лукаво, прозвали
«шестеркой» по последней цифре индекса, но вскоре за ней закрепилось другое прозвище «шаха». Оно вошло в привычный повседневный лексикон большинства автомобилистов, и лишь немногие знали, что это словцо имеет самое что ни на есть криминальное происхождение. Испокон веку картежники называли шахой «шестерку» любой масти. Эти слова в блатной среде стали синонимами. Поэтому когда людей, стоящих на самой низкой ступени уголовной иерархии называли шестерками, тем самым подчеркивалось, что в «колоде» они «младшая карта», и на них автоматически распространялось и определение «шаха». Нет ничего удивительного в том, что в стране, на современный язык которой в немалой степени повлиял блатной жаргон, автомобиль, прозванный «шестеркой», очень скоро стали называть «шахой».
С точки зрения людей «понимающих» — это не самое лестное прозвище.

Схема автомобиля ВАЗ-2106

Технические характеристики ВАЗ-2106 (ранняя комплектация)

Число мест 5
Максимальная скорость 154 км/ч
Разгон с места до 100 км/ч 16 с
Расход топлива при скорости 80 км/ч 8,5 л/100 км
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ-55
Генератор Г-221
Стартер СТ-221
Реле-регулятор РР380
Прерыватель-распределитель Р-125Б
Свечи зажигания А-17ДВ
Размер шин 6,45-13 R

Масса, кг

снаряженная 1045
полная, в том числе: 1445
на переднюю ось 662
на заднюю ось 783


Дорожные просветы, мм
под передней осью 175
под задней осью 170

Наименьший радиус поворота, м

по оси следа внешнего переднего колеса 5,6
наружный габаритный 5,9

Рулевой механизм
глобоидальный червяк с двугребневым роликом, передаточное число 16,4
Подвеска передняя
независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя
зависимая, пружинная, амортизаторы гидравлические, телескопические
Тормоза
рабочий передний дисковый, задний барабанный; привод гидравлический, раздельный, с вакуумным усилителем; задний тормоз имеет регулятор давления и автоматическую регулировку зазоров
стояночный на задние колеса с механическим приводом
Коробка передач
механическая, четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
Сцепление
однодисковое, сухое
Передаточные числа
I 3,24; II 1,98; III 1,29; IV 1,00; задний ход 3,34
Главная передача
одинарная, гипоидная, передаточное число 4,1
Двигатель
ВАЗ-2106, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный





Комментариев нет:

Отправить комментарий