РАФ-977ДМ


РАФ-977ДМ микроавтобус для СССР

Первый 0 пире микроавтобус был создан (11951 году компанией lolhsumjan: основой послуЖил заднемоторный «фольксваген Жук». ПозЖе подобные конструкции появились и в других странах, в том числе и в СССР.
Прибалтийский немец

Прежде чем приступить к созданию нового автомобиля, необходимо было получить специальное техническое задание:только после этого открывалось финансирование конструкторских и экспериментальных работ. В случае успеха опытных образцов по приказу свыше завод приступал к серийному производству. Все должно было подчиняться четкому плану, расписанному на несколько лет вперед, и никакая самодеятельность в этих вопросах не приветствовалась.


Но людям молодым и творческим было тесно в рамках официальных заданий, они искали возможности для самовыражения. В результате на свет появлялись конструкции, созданные в «порядке личной инициативы», со скудным финансированием и практически нулевыми шансами на серийное производство.

Тем не менее, небольшой творческий коллектив во главе с главным инженером Риж-
ской автобусной фабрики (РАФ) Лаймонсом Клеге и конструкторами Я. Оситис и Г. Силс задумал создать отечественный микроавтобус на агрегатах «Победы». Эта инициатива была поддержана директором РАФа, но «в верхах» считали, что стране нужны не маломестные микроавтобусы, а вместительные автобусы для пригородного сообщения и служебного пользования, выпуском которых и занимался РАФ. Правда, из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) в Ригу для детального изучения все же направили тот самый первый микроавтобус Volkswagen Туре 29.

Помогло ли это рижским конструкторам, судить сложно. У немецкого образца оппо-зитный двигатель компактно располагался сзади, вместе с коробкой передач и приводами на задние колеса.У советского микроавтобуса сохранялась классическая компоновка агрегатов, полностью заимствованных у ГАЗ-М20 «Победа». Посколь-
ку компоновка машин была совершенно разной, отличались и планировка салона, и силовая схема несущего кузова, и распределение масс по осям. Все это приходилось учитывать при разработке новой машины.

К тому же микроавтобус РАФа получился габаритнее, что еще больше усложняло задачу инициаторов проекта.

У немецкого и советского микроавтобусов можно найти и нечто общее: например, боковую пассажирскую дверь у РАФа сделали распашной двустворчатой, в точности как у Volkswagen. Правда, вскоре дверь поменяли на одностворчатую. А вот дизайн рижские конструкторы копировать не стали и правильно сделали! Благодаря этому теперь редко кто вспоминает о том, что прототипом для советского микроавтобуса послужил Volkswagen. Хотя первые попытки рижан найти собственное лицо для своего микроавтобуса не назовешь удачными: близко посаженные фары, хромированная решетка из частых, тонких горизонтальных брусьев.


Первый опыт

Прототип отечественного микроавтобуса закончили собирать в 1957 году: новинка получила название «Фестиваль» в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в тот год в Москве.
воде перешли на выпуск нового легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга», и уже летом 1958 года на ВДНХ была показана обновленная версия РАФ-10 «Фестиваль» на агрегатах «Волги» и с доработанным кузовом. Инициатива рижан получила неожиданную
Первые десять РАФ-977 построили в декабре 1958 года в канун XXI съезда КПСС. Можно считать, что с этого момента в СССР началось производство микроавтобусов, хотя и в ограниченном количестве. Недостатков у отечественного микроавтобуса хватало. Прежде всего, это не совсем удачная развесовка по осям: большая часть массы силового агрегата, рулевого управления и веса водителя приходилась на переднюю ось. Это сказывалось на управляемости, проходимости и долговечности машины. Кроме того, ранние «Латвии» были низкого качества, поскольку их производство велось практически «на коленке» в стесненных условиях, на универсальном оборудовании, по технологиям авторемонтного завода, каким собственно и являлся в то время РАФ. Попытки исправить конструктивные недостатки были предприняты при первой модернизации в I960 году, после чего микроавтобус стал называться РАФ-977В «Латвия», но кардинально проблема с выпуском не была решена. Растущая по-
К концу 60-х годов микроавтобусы РАф экспортировались на Кубу, в Иран, Болгарию, Венгрию и Финляндию
Сварной цельнометаллический несущий кузов имел вагонную компоновку (без выступающего вперед капота) и вмещал десять пассажиров: отсюда и цифровой индекс РАФ-10.

Первая опытная машина вызвала много нареканий — прежде всего, по надежности кузова. Отставала и агрегатная база. Как раз в это время на Горьковском автоза-
поддержку как в самой Риге, так и в Москве. Огромная конструкторская и экспериментальная работа, выполненная небольшим коллективом РАФа, не пропала даром.

Для развития производства микроавтобусов заводу выделили необходимые финансовые ресурсы. Перед запуском в серию машину доработали конструктивно, внесли изменения в дизайн и назвали РАФ-977 «Латвия».
требность в маршрутных такси и каретах скорой помощи заставила разработчиков пересмотреть не только конструкцию автобуса, но и технологию его изготовления. Более совершенная и технологичная модель получила наименование РАФ-977Д «Латвия». С осени 1961 года ее производство развернули в Риге на новом месте, в более просторных и современных цехах.
НоВая ступень
Очередной виток модернизации «Латвии» пришелся на 1968 год. Серьезные нарекания вызывали вентиляция, отопление, дизайн салона, расположение пассажирских кресел. Но главное, от завода требовали ежегодного увеличения объемов выпуска, а его производственные мощности были уже практически исчерпаны. И тут в голову конструкторов пришла простая мысль: унифицировать по ширине все боковые панели кузова и входную дверь салона. В технологическом плане это позволяло делать одинаковые заготовки секций боковин на одном штампе. Тем самым сокращалось время на переналадку штампов и увеличивалось количество изготовляемых деталей. Кроме того, уменьшилось количество стекол.

Габариты модернизированной машины, названной РАФ-977ДМ, остались прежними. За счет новой планировки салона количество посадочных мест увеличилось до одиннадцати (десять пассажиров и водитель). Производство РАФ-977ДМ и его модификаций продолжалось до конца 1975 года, когда им на смену пришли новые микроавтобусы РАФ-2203, выпуск которых начался на вновь построенном заводе в Елгаве, пригороде Риги.

Параллельные пути

Попытки выпускать дефицитные микроавтобусы на собственной производственной базе предпринимались не только на Рижском автобусном заводе. По некоторым данным, не подтвержденным официально, еще до появления РАФа опытный микроавтобус на агрегатах «Победы» построили на Борисовском авторемонтном заводе (БАРЗ) в Белоруссии, где в свое время был выпущен один из первых автобусов вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51.

После первых успехов у РАФа появились последователи например, Луганский
авторемонтный завод. Используя РАФ-977Д как прототип, в 1962 году на заводе построили несколько собственных образцов, а на следующий год развернули мелкосерийное производство микроавтобусов ЛАРЗ-977 «Луганск», которые представляли собой слегка перелицованный РАФ-977Д «Латвия». К сожалению, в это же время завод был перепрофилирован на производство медицинских автомобилей и передвижных жилых городков для строителей, поэтому изготовление микроавтобусов в Луганске пришлось прекратить (было выпущено всего 300 экземпляров).

Но большинство «экспериментаторов» старались идти своей дорогой и разрабатывали собственные конструкции. Кто-то ограничивался установкой автобусных кузовов на готовое рамное шасси УАЗ-450 и УАЗ-452, а кто-то проектировал микроавтобусы с несущим основанием под агрегаты «Волги» (что было сложнее в несколько раз). Среди последних наибольшую известность получил микроавтобус «Старт» со стеклопластиковым кузовом производства Северодонецкой авторемонтной базы, который выпускался в небольших количествах в течение нескольких лет.

Ревностное отношение чиновников Минав-толрома к подобным проектам, а следовательно, и сложности с получением комплектующих с автомобильных заводов, очень быстро поставили крест на таких инициативах. Но нельзя сказать, что министерство сидело сложа руки производство микроавтобусов РАФ, которым было отдано предпочтение, наращивалось
год от года. А дефицит в какой-то мере компенсировали поставляемые по линии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) польские микроавтобусы Nysa.

Не стоит забывать, что у РАФа существовал еще один «клон», правда для перевозки грузов. В 1962 году на РАФе сделали опытный образец фургона РАФ-977К на базе своего микроавтобуса. Городские развозные грузовички грузоподъемностью до одной тонны в Советском Союзе были не меньшим дефицитом, чем микроавтобусы. Только Рижская автобусная фабрика едва справлялась с планом выпуска уже освоенной продукции о каких еще фургонах могла идти речь? Тогда-то и возникла идея организовать параллельное производство фургонов на новом автомобильном заводе в Ереване (ЕрАЗ), где освоенные уже в 1966 году фургоны ЕрАЗ-762 выпускались без существенных изменений до 1993 года.

Схема автомобиля РАФ-977ДМ «Латвия»

Технические характеристики РАФ-977ДМ «Латвия»

Число мест 10
Максимальная скорость НО км/ч
Тормозной путь со скорости 60 км/ч 23 м
Расход топлива при скорости 40 км/ч 12 л/100 км
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТ-60
Генератор Г12
Регулятор напряжения РР24
П ре р ы вател ь-ра с п редел ител ь Р119
Стартер СТ21
Свечи зажигания А14У
Размер шин 7,00-15


Масса, кг
снаряженная 1675
полная, в том числе: 2545
на переднюю ось 1230
на заднюю ось 1315


Дорожные просветы, мм
Наименьший дорожный просвет 205
Наименьший радиус поворота, м
по колее переднего наружного колеса 6,5
Рулевой механизм
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 18,2
Подвеска передняя
независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя
на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
Тормоза
рабочий передний и задний барабанные, привод гидравлический

стояночный — с механическим приводом на трансмиссию
Коробка передач
механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами на II и III передачах
Сцепление
однодисковое сухое
Передаточные числа
I 3,115; II 1,772; III 1,00; задний ход — 3,738
Главная передача
гипоидная, передаточное число — 4,55
Двигатель
ЗМЗ-977, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый





Комментариев нет:

Отправить комментарий