ЗИЛ 4104











ЗИЛ 4104 партийный автомобиль

 

ЗИЛ-114 был сконструирован в конце 60-х с таким «техническим запасом», что практически не нуждался в модернизации. Зтот автомобиль причислили к «классике» не по прошествии времени, как это происходит в большинстве случаев, а уже в момент его появления на свет. Все отечественные правительственные лимузины, созданные в постбрежневскую эпоху, можно считать прямыми потомками ЗИЛ-114.

Но автомобильная мода не стоит на месте, и даже самые совершенные по дизайну автомобили рано или поздно устаревают. В октябре 1974 года конструкторы ЗИЛа занялись обновлением правительственного лимузина: во-первых, чтобы не отстать от мировой автомобильной моды, а во-вторых, чтобы примерить на автомобиль более мощный двигатель. Кроме того, приближались XXV съезд КПСС и 60-летие Октябрьской революции, а подобные события принято было встречать «подарками» в том числе и «премьерами» автомобилей.



К 1974 году был готов к испытаниям форсированный мотор ЗИЛ-114, разработанный конструктором Владимиром Кошкиным и его командой. Рабочий объем двигателя вырос с 6959 до 7695 см3, в том числе и за счет увеличения хода поршня на сантиметр, а мощность с 300 до 315 л. с. Вместо одного нижнего распредвала появились два «верхних», расположенных непосредственно в головках цилиндров V-образного агрегата. На первых порах усовершенствованный ГРМ лишился гидравлических толкателей клапанов, которые считались визитной карточкой двигателей зиловских лимузинов.

Такая промежуточная версия мотора, использовавшаяся для испытаний предсе-рийных прототипов, получила обозначение «ЗИЛ-Э114С» («3» экспериментальный, «С» специальный). Полевые испытания первой версии нового мотора проводились в 1975 году на базе платформы ЗИЛ-114. Обновленному силовому агрегату предстояло занять место под «главными капотами страны» как минимум еще на десятилетие,
поэтому над ним колдовал целый коллектив инженеров под руководством главного конструктора А. М. Кригера. В 1977 году новый двигатель, получивший индекс «4104», был готов к выпуску.

Что отличало его от временной версии «Э114С»? В ГРМ все-таки удалось внедрить гидрокомпенсаторы, автоматически выбирающие зазор между рычагами и клапанами (вместо механических регулируемых опор одноплечевые рычаги опирались на гидравлические компенсаторы); для улучшения слива масла в задних торцах блока цилиндров и задних торцах головок цилиндров появились отверстия; и, наконец, масляный картер увеличился в объеме и в качестве пеногасителя получил перегородку, что позволяло обезопасить маслоприемник от оголения на высоких оборотах.

В окончательном виде конструкция двигателя выглядела так: V-образный блок цилиндров с прямым углом развала между рядами цилиндров. Распредвалы приводились двухрядной втулочно-роликовой цепью, что позволило существенно снизить уровень шума.

В блок цилиндров запрессовывались «мокрые» чугунные гильзы с нижним упорным буртиком. Камеры сгорания имели полуклиновидную форму, а днище поршня — выступ-вытеснитель, предохранявший мотор от детонации. Охлаждение масла обеспечивали сразу два радиатора. Один, жидкостный, был «внедрен» в блок цилиндров и последовательно с фильтром
оформлением передней и задней частей и элементами оперения. Силуэт удалось сделать еще более «стремительным», слегка удлинив капот, укоротив багажник и изменив форму задних стоек крыши. Передний свес стал длиннее почти на 8 см, колесная база не изменилась, а общая длина машины при этом увеличилась на 3,5 см. Значительным изменениям подверглась передняя часть лимузина. Дизайнеры решили прибегнуть к решению, уже оправдав-
ряд сидении все так же отделялся от VIP-секции перегородкой с опускающейся стеклянной верхней половиной; средний ряд состоял из тех же складных страпон-тенов. По-прежнему все опции и сервисы выстраивались вокруг заднего дивана, по протоколу рассчитанного на двоих, а реально на троих пассажиров. В подлокотниках дивана размещались пульты дистанционного управления: в правом аудиосистемой, в левом климатической Модель, сменившая ЗИЛ-114 на посту главного абтомобиля страны, получила новый индекс - «4104» включен в систему смазки: он использовался не только «по прямому назначению», но и для прогрева двигателя при пуске. Параллельно с ним работал масляный радиатор, охлаждаемый воздухом. Для надежности система контактно-транзисторного зажигания была продублирована, то есть состояла из основной и аварийной цепей. Этот двигатель оказался настолько удачным и имел такой «стратегический» запас мощности, что в дальнейшем зиловские правительственные лимузины всех поколений и всех модификаций вплоть до прекращения их производства оснащались именно этим мотором.

Облик первенца нового семейства представительских автомобилей окончательно сформировался к 1977 году. Внешне базовый лимузин первого поколения «115-го» семейства отличался от предшественника, прежде всего, пропорциями, себя на зарубежных автомобилях представительского класса (Rolls-Royce, Mercedes-Benz): радиаторную решетку сделали наиболее заметным и узнаваемым элементом декора, заодно придав экстерьеру тяжеловесности и солидности. Четыре круглые фары в квадратных хромированных окладах, избавленные от визуальной связи с облицовкой,взирали на мир с отеческой строгостью.

Бамперы сбросили «лишний вес», стали более стройными и уже не воспринимались как формообразующие элементы архитектурного ансамбля. Объединенные в один блок подфарники и поворотники, расположившиеся на углах передних крыльев, выглядели строго и нарочито функционально. «Светского лоска» добавили и хромированные молдинги, обрамлявшие колесные арки. В том же ключе было выполнено и оформление задней части машины.

В семиместном салоне принципиально ничего не изменилось: передний
установкой. Необходимый температурный режим обеспечивали три отопителя и два кондиционера, работавшие автономно. Аппараты спецсвязи располагались в нишах над подлокотниками заднего дивана.

Самым заметным новшеством «рабочей» половины салона стало появление новой панели приборов более современной и травмобезопасной.


Благородное семейство

Приемочные испытания ЗИЛ-115 проводились в январе 1978 года, одновременно готовилось производство (слово «серийное» здесь неуместно, поскольку лимузины собирались поштучно). В конце октября начале ноября того же года, к 61-й годовщине Октябрьской революции, была собрана первая «пользовательская» партия новых машин. Кремлевский Гараж особого назначения пополнился царственными дебютантами, глава государства на официальных церемониях начал появляться на еще более величественном и монументальном лимузине, ставшем родоначальником нового и на данный момент последнего серийного семейства легковых ЗИЛов «115-го». Базовая модель, сменившая ЗИЛ-114 на посту главного автомобиля государства, получила и новый отраслевой индекс — «4104». В дальнейшем модернизация проходила только внутри семейства, о чем красноречиво говорит пятая цифра, добавляемая к исходному обозначению «4104»: ЗИЛ-41045, ЗИЛ-41047...

Частая смена генеральных секретарей и назначение новых глав государства в первой половине 80-х годов внесли в ряды конструкторов некоторое смятение. С одной стороны, исторически сложилось так, что каждый новый лидер получал новую модель правительственного лимузина.

С другой, с момента создания ЗИЛ-4104 до прихода к власти Ю. В. Андропова прошло всего пять лет по меркам представительских «долгожителей» срок смехотворный. В результате решено было обойтись полумерами, то есть слегка обновить экстерьер с учетом последних трендов мирового автодизайна.

Так или иначе, фейслифтинг базового лимузина, проведенный в 1983 году, привел к появлению второго поколения «115-го» семейства. Во всяком случае, почти все созданные на базе обновленного «членово-за» модификации получили новые индексы. Исключение составил «черный доктор» (медицинская версия;, который обозначался «41042» независимо от поколения базовой модели. Обновленный флагман модельного ряда получил индекс «41045».

Внешние изменения коснулись главным образом передка и элементов оперения. Облицовка радиатора получила хромированное обрамление, став еще более монументальной. Каждый третии из горизонтальных прутьев декоративной решетки покрывался так называемым черным хромом: заданный таким образом «ритм» добавил громоздкому элементу изящества. Светотехника была оформлена более современно, но по отношению к общему стилю автомобиля смотрелась несколько эклектично. Небольшие подфарники пристроились вертикально с внешней стороны хромированного оклада фар. На всю их ширину под хромом вольготно улеглись по-воротники, «бляшки» повторителей украсили боковины крыльев. Бамперы стали чуть массивнее, зато проходящие по всей длине черные накладки удачно скрывали «лишний вес». Хромированные «кокошники» с колесных арок исчезли вовсе, а боковой молдинг поднялся с порога до уровня нижнего края бамперов и тоже получил продольную черную вставку. «Почернели» и вертикальные стойки форточек передних окон. Вот, собственно, и все изменения.

На базе обновленного лимузина был построен медицинский универсал и оборудованный комплексом «0рбита-2М» автомобиль спецсвязи, получивший индекс «41046». В 1980 году была создана версия ЗИЛ-41043, оснащенная системой спецсвязи «Орбита-2» (за торчащие в разные стороны антенны прозванная «Ёжиком»),

В 1984 году, наконец, было начато мелкосерийное производство бронированных лимузинов ЗИЛ-41051. За два года на базе ЗИЛ-41045 выпустили (точнее соорудили, поскольку защитная бронекапсула являлась несущим элементом конструкции) десять таких машин. В том же году появилась модификация ЗИЛ-41049, оснащенная оборудованием дальней спецсвязи «Дружба». Именно на базе лимузина второго поколения «115-го» семейства впервые построили специальные автомобили охраны с индексом «41072» и говорящим прозвищем «Скорпион» для сопровожде-
ния правительственных кортежей. Автомобили оборудовались огромным сдвижным люком в крыше и откидным задним стеклом, на случай если нужно будет отстреливаться.

В течение 1983-1985 годов успели выпустить 48 лимузинов ЗИЛ-41045. Горбачевскую «перестройку» Завод им. Лихачева встретил созданием в 1986 году лимузина третьего (и последнего) поколения «115-го» семейства ЗИЛ-41047.

Схема автомобиля ЗИЛ-4104

Технические характеристики ЗИЛ-4104

Число мест 7
Максимальная скорость 190 км/ч
Разгон до 100 км/ч 13 с
Тормозной путь со скорости 80 км/ч 40 м
Расход топлива при скорости 80 км/ч 22 л/100 км
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея, 2 шт. 6СТ-60
Генератор 19.3701
Реле-ре гул я тор РР139
Стартер СТ14-В
Свечи зажигания Э780
Размер шин 9,35-15 (235-380)

Масса, кг
снаряженная 3335
полная, в том числе: 3860
на переднюю ось 1800
на заднюю ось 2060

Дорожные просветы, мм
под передней осью 173
под задней осью 184

Наименьший радиус поворота, м
по оси следа внешнего переднего колеса 7,6
наружный габаритный 8,25


Рулевой механизм
рабочая пара винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором; встроенный гидроусилитель; передаточное число 17,5
Подвеска передняя
независимая, рычажная, бесшкворневая, торсионная, амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя
на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические
Тормоза
рабочий дисковый с автоматической регулировкой зазора; привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на все колеса; система снабжена одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
стояночный колодочный, на задние колеса; привод механический от специальной ножной педали, растормаживание автоматическое
Двигатель
ЗИЛ-4104, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный







Комментариев нет:

Отправить комментарий